Союз без виз: какие вопросы планируют обсудить главы МИД России и Белоруссии

вт, 14/11/2017 - 08:09

14 и 15 ноября в Москве пройдёт встреча глав российского и белорусского МИД. Как ожидается, во время переговоров Сергея Лаврова и Владимира Макея будет решён вопрос о едином визовом пространстве Союзного государства и о согласованной внешней политике России и Белоруссии. Также главы министерств попытаются разрешить ряд вопросов межгосударственной торговли — именно они в последнее время всё чаще становятся проблемой в двусторонних отношениях.

 

Россия и Белоруссия продолжают выстраивать единую международную политику — как в Восточной Европе, так и в мире. Очередной шаг будет сделан 14—15 ноября в Москве, куда с рабочим визитом приедет министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей.

 

«На предстоящих переговорах главы внешнеполитических ведомств рассмотрят широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества и график предстоящих политических контактов, а также сверят позиции по актуальным международным и региональным проблемам», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

По её словам, стороны уделят внимание перспективам взаимодействия в рамках интеграционных объединений, включая ЕАЭС, СНГ, ОДКБ. «Особый акцент стороны сделают на проблематике взаимодействия в международных организациях, в том числе в ООН и ОБСЕ», — сказала Захарова.

Она также добавила, что, помимо этих тем, Лавров и Макей рассмотрят вопрос подготовки российско-белорусского межправительственного соглашения о взаимном признании виз, а также вопросы, связанные с въездом иностранцев на территорию стран — участников Союзного государства. Как пояснила Захарова, это соглашение «призвано создать правовую основу для пересечения российско-белорусской границы гражданами третьих стран».

Предполагается, что главной целью переговоров Лаврова и Макея является подписание программы согласованных действий в области внешней политики Союзного государства на 2018—2019 годы.

Хотя белорусско-российские консультации по перечисленным вопросам шли на протяжении всего нынешнего года, 8 ноября специалисты белорусского МИД срочно отправились на переговоры в Москву, чтобы окончательно обсудить вопрос взаимного признания виз в Союзном государстве. Их задача — сделать всё, чтобы соответствующее решение было принято до конца 2017 года.

Ранее белорусский сенатор, председатель комиссии парламентского собрания Союзного государства по вопросам внешней политики Сергей Рахманов сообщил, что соглашение о взаимном признании виз между Белоруссией и Россией может быть подписано в уходящем году. Причём речь в этом документе будет идти о взаимном признании не только виз, но и других разрешительных актов, которые необходимо принять с учётом целого ряда запланированных мероприятий в обеих странах. Речь идёт, в частности, о чемпионате мира по футболу в 2018 году в России и II летних Европейских играх 2019 года в Белоруссии.

 

История «союзного шенгена»

Ещё в 2014 году российские дипломаты подняли вопрос о введении единой визы Союзного государства — своего рода «мини-шенгена» для двух стран. В марте 2015-го эту инициативу озвучил Владимир Путин. В сентябре того же года её поддержал премьер Дмитрий Медведев, который подчеркнул, что взаимное признание виз поможет бороться с нелегальной миграцией.

Вместе с тем отсутствие механизма единой визы Союзного государства привело к возникновению ряда негативных моментов. Так, в 2016 году российские пограничники отказались пропускать на территорию России иностранцев, въехавших в СГ по белорусской визе (в большинстве случаев это были граждане Польши). Их перенаправляли в международные пункты пропуска. На практике это означало, что приезжающим приходилось делать большой крюк — порой в несколько сотен километров.

Затем стало известно, что Евросоюз выделит 7 млн евро на строительство в Белоруссии центров по размещению нелегальных мигрантов. После этого Сергей Лавров заявил, что консультации по вопросу единого визового пространства надо активизировать.

Беспокойство официальной Москвы понятно: в мире растёт угроза терроризма и увеличиваются риски, связанные с миграцией. Поэтому Россия стремится максимально обезопасить своих граждан, пресекая любые попытки незаконного проникновения на территорию страны. 

Белоруссия пока не страдала ни от международного терроризма, ни от нелегальной миграции, поэтому Александр Лукашенко, наоборот, стремится открыть границы как можно шире. Например, с 12 февраля 2017 года граждане более чем 80 стран могут без виз прилететь в Белоруссию на 5 дней, а сейчас рассматривается продление этого срока до 30 дней. Из этого следует, что иностранец, попавший в Белоруссию без визы, уже через несколько часов легко может оказаться в России — ведь пограничного контроля между союзными странами просто нет.

 

Совместить открытость и безопасность

Одна из главных проблем, связанных с введением единой визы, заключается в том, что Россия и Белоруссия имеют разные режимы въезда с другими странами мира. Например, грузинам нужна виза в Россию, но не нужна в Белоруссию. Значит, предстоит синхронизировать режимы въезда — а это огромная работа, завязанная на конкретные положения политических соглашений с другими странами. К примеру, Украина готовится разорвать дипотношения с Россией, что, конечно, поставит внешнеполитические ведомства в Москве и в Минске перед рядом новых проблем.

 

«Вероятнее всего, соглашение о взаимном признании виз между Беларусью и Россией будет подписано в конце 2017 года — для этого Владимир Макей и едет в Москву. Но документ коснётся только граждан тех стран, с которыми у Беларуси и России одинаковый визовый режим, — рассказала RT политолог Светлана Гречулина. — Те иностранцы из 80 стран мира, которые попадают в Беларусь по 5-дневному безвизовому режиму, поехать в Россию по-прежнему не смогут. В любом случае, после того как Владимир Макей и Сергей Лавров обсудят эту тему, вопрос будет вынесен на совместную коллегию внешнеполитических ведомств. А окончательное решение — за президентами России и Беларуси».

Предполагается, что механизм единой визы будет действовать следующим образом: если у какой-то страны (например, Сербии) действует безвизовый режим въезда и на территорию Белоруссии, и на территорию России, то её гражданин может приехать и в одну, и в другую страну без визы. Если существует одинаковый визовый режим, то при наличии одной визы (белорусской или российской) иностранец может посетить обе страны по соглашению о взаимном признании виз. Даже грузин, имеющий вид на жительство в Белоруссии, сможет въехать в РФ без визы. Но если иностранец прилетел в Белоруссию по так называемому пятидневному безвизу, то на основании этого документа попасть на территорию России через российско-белорусскую границу он не сможет.

 

Объективная экономика

Министерства иностранных дел России и Белоруссии, помимо обсуждения вопросов в сфере международных отношений, регулярно принимают участие в решении проблем, связанных с двусторонней торговлей.

«Это, казалось бы, мелочи, но когда они накапливаются, то начинают заметно влиять на отношения Москвы и Минска, — пояснил RT белорусский экономист Андрей Аксёнов. — Здесь главная проблема в том, что белорусское и российское законодательства по ряду вопросов отличается. И граждане, разумеется, пытаются использовать эти отличия для своей выгоды. То есть требуется гармонизировать законы сначала внутри СГ, а затем и на уровне ЕАЭС».

Яркая иллюстрация слов эксперта — недавняя история, когда Почта России вместе с московскими правоохранителями пресекла попытку переправить из Белоруссии в РФ три посылки с сильнодействующими препаратами. Как оказалось, трое жителей Москвы заказали себе около двух килограммов инъекций на основе тестостерона (мужского гормона), который используют бодибилдеры для быстрого наращивания мышечной массы. На территории России свободный оборот этих препаратов законодательно ограничен, но в Белоруссии контроль в этой сфере значительно слабее.

Немногим ранее, в конце октября, представители Россельхознадзора инспектировали в Белоруссии более 30 местных предприятий, производящих, хранящих и реализующих плодоовощную продукцию. Однако по непонятным причинам белорусская сторона отказала российской стороне в доступе к семи таким предприятиям. В ответ Россельхознадзор попросил белорусскую инспекцию не выдавать для этих предприятий фитосанитарные сертификаты для поставок в Россию «до соответствующих проверочных мероприятий». Причина отказа руководства белорусских предприятий непонятна до сих пор.

Также свои претензии регулярно озвучивают российские производители сигарет. По их данным, из-за значительного различия в акцизах на табачную продукцию (в Белоруссии они значительно ниже), нелегальные поставки дешёвых белорусских сигарет в Россию только в этом году выросли уже вдвое.

Однако переговоры по этому вопросу продвигались медленно. Более оперативными оказались российские и белорусские спецслужбы и пограничники: в конце 2015 года они объединили списки граждан двух стран, которым запрещён въезд на территорию России и Белоруссии. Теперь нежеланные гости не могут попасть, скажем, в Минск через Москву — и наоборот.

Есть, конечно, и обратные примеры. Так, в феврале этого года Федеральная таможенная служба России не принимала документы об оценке соответствия продукции требованиям единых технических регламентов Таможенного союза, выданные и зарегистрированные в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии.

То есть российские таможенники просто не проводили таможенного декларирования товаров, идущих через эти страны, что прямо противоречило Таможенному кодексу ЕАЭС. В результате многие белорусские торговые фирмы понесли значительные убытки, лишившись возможности поставлять товары из Европы, а белорусским чиновникам пришлось жаловаться в Москву, в Евразийскую экономическую комиссию.

7 ноября Россия, Белоруссия, Азербайджан и Иран подписали соглашение о развитии международного транспортного коридора «Север—Юг». А значит, теперь этот проект требует соответствующего нормативно-правового обеспечения. И вновь встаёт вопрос: придётся ли МИД России и Белоруссии заниматься решением всех тех вопросов, которые находятся в компетенции специальных ведомств двух стран? Ведь создание и Союзного государства, и ЕАЭС (как когда-то — СНГ) сопровождалось формированием соответствующих структур, перед которыми и были поставлены определённые задачи, в том числе связанные с решением вопросов интеграционных объединений.

И главное: каким будет содержание итогового документа программы согласованных действий в области внешней политики Союзного государства на 2018—2019 годы?

Это вас может заинтересовать

Новости партнёров

Загрузка...
Загрузка...

Популярное в люди и политика

В других СМИ

Загрузка...

Реклама

загрузка...